При создании выборки в экспедиции
как полевом социологическом качественном исследовании часто возникает вопрос: «с кого начать «поле»? Здравый смысл подсказывает, что если опыта
изучения темы данного исследования недостаточно для «правильной» постановки
целей и задач, а именно, требуется не
просто понять суть проблемы, но исследовать ее как проблему социологическую, то
следует начать с «тематического эксперта».
В нашей «восьмиоконной модели
выборки» эксперты различаются по их
отношению к изучаемой практики. Например, мы изучаем тему «наследия» от «мегасобытий» (например,
олимпийских игр). Эксперты по данной
теме будут различаться на «теоретических» и «типичных» (практических):
1) «Теоретический
эксперт» сам не является непосредственным
носителем практики организации и проведения
данных Игр или использованием их «наследия». Он может быть ученым- социологом (экономистом,
культурологом, историком), спортивным
журналистом, консультантом и проч.
2) « Типичный эксперт» -
непосредственный носитель данной практики. Это может быть ответственный
чиновник, представитель бизнеса, общественных организаций, движений, который
имеет необходимые для эксперта знания, навыки, опыт в данной сфере.
Итак, мы перед «полем» для создания программы
исследования находим «теоретического эксперта», который помогает нам социологически
проблематизировать поле. Выглядит вполне
логично. Проблема в том, что, не имея
достаточного опыта в изучении данной темы, мы рискуем создать себе «установку
восприятия» от нашего эксперта, от
которой довольно трудно избавиться, даже, если мы потом находим других
теоретических и типичных экспертов.
Поэтому от «качественников» часто
слышишь, что не надо особо «упираться» при определении теоретической рамки изучения
темы перед исследованием, чтобы избежать предвзятости, зашоренности и т.п. Но, где
гарантия, что первый респондент в поле, особенно, если он достаточно
авторитетен и харизматичен, не наденет на исследователя свои «шоры»? Ключевой вопрос стоит так: « А как возможно
оценить уровень экспертизы респондента, если собственной экспертности
недостаточно?»
В этой ситуации экспедиция
рискует попасть на риски, которые еще древние греки называли «парадоксом начала»
или «запаздывании осознания рисков» (гистерезис). Суть в том, что часто в рутине
полевой работы по сбору первичных данных мы можем не увидеть угрозы для продуктивности
их последующего анализа и достоверности выводов, когда ближе к завершению «поля»
начинает быть очевидным, что ничего
принципиально нового для понимания проблемы не получено, кроме подробного ее
описания. А причина, возможно, в неудачном «начале» проекта, которое уже
стало «неизвестным прошлым». А
экспедиция, как система согласованных
действий своих участников содержит «парадокс начала», который проявляется в ее
способности «припоминать» свое «начало» по
мере приближения к финалу.
Что делать?
В нашей «школе-студии» мы
используем такой вариант из возможных решений «парадокса начала» :
1) Начало разработки программы исследования
разрабатывается без привлечения экспертов для прояснения собственной позиции и
своих соображений относительно темы исследования. Опора – библиография по теме,
предыдущий исследовательский опыт, аналитическая триангуляция при групповой
работе методом «длинного стола».
2) Второй этап – приглашение «тематического
ведущего» проекта – это научный руководитель экспедиции – эксперт по исследованию данной
темы. С ним идет окончательная доработка программы исследования. При необходимости
или в случае отсутствия «тематического
ведущего» привлекаются «теоретические эксперты» или проводятся экспертные
интервью. Это позволяет значительно усилить
критико-аналитическую оценку качества экспертизы
респондентов – «теоретических или типичных» экспертов в выборке.
3) Все дебютные идеи замысла «начала»,
позиция группы, ключевые вопросы и гипотезы
протоколируются и являются обязательной частью архива экспедиции.
4) В ходе полевой работы на «длинных
столах» создается «групповой дневник». В его формализованной части имеется
раздел «методическая триангуляция» - рефлексия процесса сбора и первичного
анализа данных. В эту процедуру входит периодическое возвращение к «началу» с
целью не столкнуться в конце исследования со своим «неизвестным и неожиданным
прошлым» и своевременной корректировки замысла исследования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий