Количество постов об «абсурде» в высшем образовании таков,
что уже хочется сказать «горшочек не вари». Уже сами авторы просят не «лайкать»,
а что-то делать. Увольняться, устраивать забастовки с целью ликвидации «сердца
спрута» - министерства образования, откуда идут потоки бессмысленных бумаг, под
которыми гибнет основная функция вуза
– качественная подготовка нового поколения к
профессиональной деятельности.
Но если, гипотеза о попадании вузов под иго режима
бюрократического абсолютизма, верна, то надо
понимать, что «у спрута нет сердца». Чиновник сам по себе не работает плохо или
хорошо, он действует не глупо и не умно, а как прикажут в соответствии со
стандартами, нормативами, протоколами, которые по своему рациональны и логичны.
Но эта другая логика и другая рациональность. Она создает «дополненную бумажную
реальность» , которой не нужна обратная связь. В этой логике в основе лежит
стремление отвечать не за качество образования
и подготовку специалистов, которое оценивается независимыми от них институциями,
включая работодателей и рынком труда в целом, а за качество контроля и управления процессами.
Мне эта логика напомнила алгоритмы реабилитации больных
химической зависимостью. Тот же тотальный контроль за пациентами с парализованной
волей, посредством генерации страха
перед будущим, если не следовать предписаниям врача. То же самое бесконечное
писание и переписывание больными «планов на «трезвость», то же требование
пошаговой детализации этих планов и их постоянная корректировка по ходу лечения,
то же «кодирование» самых «упертых» и «неизлечимых», те же абсурдные, на взгляд
больных, задания и упражнения, те же групповые занятия по программам «шагов к
трезвости», те же аргументы, что все делается для вашей
пользы и мы должны объединиться, т.к. цель у нас общая –избавления от химической
или игровой зависимости.
Но в нашей «наркологии-похметологии» , от какой «зависимости» избавляют, всем,
включая больных и общество, понятно. Рейтинг
«реабилитационных центров» привязан к
простой, как мычание, оценке – длительность ремиссии. Способы достижения тоже
контролируются, но из перспективы результата, а не процесса. Поэтому
самостоятельность в выборе способов реабилитации на порядок выше и отчетности
иные. А от какой зависимости «лечат»
преподавателей вузов? От зависимости от здравого смысла? От зависимости от своего преподавательского долга перед
студентами? От зависимости от своего ремесла и научного
(критико-аналитического) способа мышления?
Пути выхода есть в нашей истории гонки вооружения. Советская власть – тот же режим номенклатурного
бюрократического абсолютизма, только еще жестче и страшнее. Но откуда ни возьмись, появились «шарашки» и
институты с «укоротом бюрократического произвола сверху», государственное создание
всех возможных условий, «лишь бы….». Сейчас,
вроде бы есть свои «антибюрократические оффшоры» типа «Сколково», «Сириуса» и
др. Вроде бы военные вузы не подчиняются минобру. Но отчего этот тренд не распространяется на все высшее образование,
которое превращается в социальный амортизатор для политической власти? Или еще
не накоплена критическая масса для перехода количества в качество? Пусть «горшочек
еще поварит»?
Комментариев нет:
Отправить комментарий