Методической рефлексия для исследовательской работы это как контрольная лампа на пульте охраны, функция которой в своевременном оповещении,
что на объекте «все нормально» или «возникла нештатная ситуация».
Ритуальные призывы «постоянно заниматься методической
рефлексией», «работой над ошибками» и проч., сходны с благим пожеланием быть
«эмпатичным», «самокритичным» и т.д. Поскольку для отклика на этот призыв
недостаточно понимания важности, недостаточно знаний о методах и их применении. Безусловно, затруднительно
«рефлексировать» по тому, о
чем имеешь слабое представление. Осознанность
(mindfulness) того, что
ты делаешь, как ты это делаешь, в чем смысл этого и почему у тебя получается
или не получается, базируется на
сравнении с методическими «образцами» подходов к решению сходных
исследовательских задач.
Но, если знание о методе можно построить как пирамиду из «кирпичей», прочитанных статей, монографий и учебников «по методам», то методическую рефлексию как осознанность своих действий, можно только «выращивать», т.к. это есть умение, навык.
Но, если знание о методе можно построить как пирамиду из «кирпичей», прочитанных статей, монографий и учебников «по методам», то методическую рефлексию как осознанность своих действий, можно только «выращивать», т.к. это есть умение, навык.
Лично мне помог предметно осознать этот факт детский спектакль в театре Армена
Джигарханяна, где мой сын –актер исполнял роль «Зайца». В актерской среде считается, что вызвать
симпатию детей к актеру не менее трудно, чем вызвать восхищение взрослого
зрителя, которое выражается в молчаливом и сосредоточенном внимании к его игре,
аплодисментах и букетах цветов. Маленькие дети – существа непосредственные, без
«взрослых» социальных фильтров, эмоции и чувства выражают спонтанно и искренне.
В труппе театра того, кому дети дарят свое внимание и восхищение актерским
искусством, называют в шутку
«повелителем детей». «Повелителя детей»
среди актеров опознают по количеству
подаренных ему детьми их любимых игрушек, с которыми они часто приходят на спектакли. У моего «зайца» в гримерке на столе была
внушительная коллекция из кукол, машинок, мишек, динозавров и других
неизвестных мне монстров и сказочных существ.
Ребенок до 5 лет из-за неразвитости социального интеллекта
не может разграничить свои и чужие мысли
и желания. В его восприятии то, что он любит, должны любить и другие. Он дарит то, что является
для него непреложной ценностью – любимую игрушку. Взрослый следует другой
логике – логике норм и традиций, «правил приличия» в выражении своих чувств. Он
дарит цветы или то, что, как ему кажется, будет приятно получить другому. Бывает и взрослый превращается в «ребенка» и
дарит в знак внимания дорогую ему вещь, которая может превратиться в
«бесполезный подарок» для «одаренного», если тот не знает о «подлинной
ценности» этой "ненужной" ему вещи. Но, если он по достоинству оценил подарок,
его символическую ценность и хранит как реликвию, то это и есть проявление навыков рефлексивности. Это умение субъекта всегда стараться понять смысл того, что с ним происходит и почему это происходит именно так. Это понимание того,
что «другие – это другие».
Можно сравнивать недоразвитость методической рефлексии
исследователя с недоразвитостью его «социального интеллекта» и эмпатии как
неумении «поставить себя на место другого» или обвинять в инфантильном эгоцентризме как
уверенности, что «весь мир вращается вокруг меня», но что это дает на практике?
Мало чего.
Методическая рефлексия – это не гаджет, не программа, ее не
установишь и не подключишь, к своему «устройству». Это практика на конкретных примерах,
осознанное специальное обучение и лучше под присмотром опытного наставника,
который не учит, но у которого можно научиться, перенимая пережитый им опыт
методической рефлексии и умеющего своевременно вносить коррективы в поведение
ученика.
Впрочем, это также относиться к формированию любого навыка,
который накладывается на привычный образ действия. Вы, раз научившись кататься
на велосипеде, через 20 лет сможете на нем хоть как-то проехать. Но, выучив иностранный язык, не практикуя его
в иноязычной среде, вы забудете его очень быстро. Методическую рефлексию надо формировать специальными
упражнениями и постоянно тренировать, как тренируют тело, осознавая, что у вас
есть привычки, которые будут ей сопротивляться.
Например, после анализа транскрипта своего интервью с клиентами банка, один из участников нашего "длинного стола", который занимается продажами финансовых услуг в банке, отметил, что вместо задачи выяснения потребностей клиента и его способа оценки доверия и надежности банков, через короткое время перешел к " продажам" услуг своего банка, разъясняя их преимущества, пытаясь вызвать интерес к ним респондента, хотя в цели и задачи исследования это не входило. Более того, ведущий предупреждал об возможности "скатывания" в привычное русло бытовой беседы или "профессионального общения", будь то "продажи", "консультирование", "обучение", "дознание" и проч. Последующие интервью показали, что проявление приемов беседы "продажника" взяты под контроль, т.е. сформировался новый навык.
Например, после анализа транскрипта своего интервью с клиентами банка, один из участников нашего "длинного стола", который занимается продажами финансовых услуг в банке, отметил, что вместо задачи выяснения потребностей клиента и его способа оценки доверия и надежности банков, через короткое время перешел к " продажам" услуг своего банка, разъясняя их преимущества, пытаясь вызвать интерес к ним респондента, хотя в цели и задачи исследования это не входило. Более того, ведущий предупреждал об возможности "скатывания" в привычное русло бытовой беседы или "профессионального общения", будь то "продажи", "консультирование", "обучение", "дознание" и проч. Последующие интервью показали, что проявление приемов беседы "продажника" взяты под контроль, т.е. сформировался новый навык.
У нас в школе-студии есть несколько тренажеров для развития методической рефлексивности, например, «думаю-чувствую-делаю», основанного на подходе К.
Роджерса, «полевой дневник исследователя», «методическая триангуляция за
«длинным столом» с применением концепта «двойной рефлексивности» Теодора
Шанина, упражнения «ключ к респонденту» и «молчащий клиент».
Однако, если говорить в отношении методической рефлексии
конкретно для исследователя, то есть еще
один навык осознания своего методического опыта, неразвитость которого может привести к тщетности всех
усилий. Это навык беспристрастного восприятия происходящего во вне и внутри
исследователя. Это не значит, что нужно
отключить свои эмоции и чувства, расщепить свою личность на две части: исследовательскую и обывательскую.
Это и не получится без клинического расстройства психики. Но это означает, что нужно осознавать и научиться контролировать свои желания и эмоции в процессе исследования. Известно, что
если очень хочешь доказать гипотезу, то найдешь нужные доказательства, а если
очень хочешь для объяснения феномена использовать любимую теоретическую рамку,
то «притянешь ее за уши», несмотря на ее неадекватность в данном случае.
Барух Спиноза считал, что ученый должен не плакать и не смеяться,
а понимать. Т.е. подтверждение и опровержение гипотезы в восприятии
исследователя имеет одинаковую ценность и является триггером для понимания
причин такой ситуации. Это сложный
навык, поэтому малоопытные исследователи, прячутся за тезисом, что качественный
метод позволяет обойтись без гипотез, и
не проверив, можно благополучно их забыть, потому что они «по ходу не
понравились». Исследователи с опытом,
говоря, что у них «нет гипотез», имеют в виду, что те гипотезы, которые у них
есть для ответа на ключевые вопросы исследования, вряд ли достойны проверки, надо искать другие.
Тестом на проблемы с методической рефлексией является
подробный вопросник, за которым по утверждению автора, не стоят гипотезы, а
вопросы возникли из чистого желания спросить, «потому что это интересно и это и
то, а потом уже будем анализировать».
Конечно, бывают способные дилетанты, которые могут таким образом решить
задачу, но тут уж вы сами оцените шансы на успех предприятия.
В остальных случаях, опять возвращаемся к рутине тренировок
и наработки практического опыта рефлексии, не убоявшись того, что пока ты «семь
раз отмеряешь», другие давно уже отрезали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий