Проблемы
переноса методов фасилитации групповой работы на онлайн-платформах из практики
ведения психотерапевтических групп, которые опираются на теоретические концепты
Биона (тевистокские группы), Pichon-Riviere (оперативная группа, Ялома (группа интерличностной терапии), В. Шютц
(группы встреч), учебные группы Бенниса и Шепарда, С. Фолкес (групповой
анализ), методики психодрамы Морено, системная группа Агазарян и т.д.,
напоминает попытки растопить печь одними спичками.
Спички быстро
сгорают, а тепла (читай, групповой
динамики), как-то маловато. Участники
групповой онлайн-коммуникации теряют интерес, скучают и уходят. Эмоциональная и
интеллектуальной вовлеченность участников онлайн-группы , скорее неожиданная и
необъяснимая удача, результат интуитивного
прототипирования сценария ведения онлайн сессии.
Наши
исследования в области методов виртуальной фасилитации для создания геймифицированной онлайн-платформы,
предназначенной для группового решения различных задач в сферах образования,
бизнеса и общественных инициатив, выявило ряд барьеров для использования
методов управления групповой динамикой в онлайне.
Одна часть
барьеров относиться к вопросам попыток переноса
психотерапевтических методов фасилитации в социологию, маркетинг, консалтинг и
проч. Другая, к особенностям
онлайн-среды для фасилитации.
Психотерапевтическая группа
опрокинутая не в «клинику» помощи при психических расстройствах личности, а в решение «нормальных» учебных,
производственных, маркетинговых или социально значимых задач нуждается в
механиках переноса, транспонирования и глубокой адаптации или, как сейчас
принято говорить, « в умении заточить под задачу» .
Пример, это перенос метода
клинического интервью К. Роджерса на метод глубинного интервью в
социологии. Частота случаев, когда
интервьюер в глубинном интервью сбивается на «лечение» респондента от
психотравм и прочих «ударов судьбы», пытается выступить в роли психотерапевта,
показывает, что эта методическая задача все еще актуальна. А ритуальное нытье
по поводу «профессионального выгорания» интервьюеров, говорит о несовершенстве
их подготовки по части удержания себя в рамках своей компетенции.
Потому что отклик на
психотерапевтический запрос респондента в социологическом исследовании требует
профессиональных навыков проведения клинического интервью в формате психотерапевтической
сессии. Это не опция в смартфоне,
которую можно произвольно включить или отключить, нужны специальные навыки,
чтобы ненароком не «включить» доморощенного психоаналитика, а если уж он
«включился», то знать, как правильно и вовремя его «выключить».
Что-то похожее происходит и в
виртуальной фасилитации, когда попытка использовать проверенные практикой
«ледокольные упражнения», дестериотипизацию, и различные психологические игротехники и задания, направленные на мобилизацию, рефлексию опыта, погружение и переживания, не встречает ожидаемого отклика группы и не достигают поставленной цели.
Попытка переноса механик управления
групповой динамики в дижитал-фасилитацию, по крайней мере, удваивает сложность
решения этой задачи. Например, техника работы фасилитатора, направленная на
решение задач участниками группы «здесь
и теперь», в виртуальной группе при
удаленном и асинхронном режиме работы превращается в « где-то там» и «когда будет время», а
соотношение пространства «публичности и
приватности» в группе по сравнению с «реалом» весомо перемещается в сторону
неконтролируемого масштабирования приватности.
Деролинг сталкивается с проблемой
«усталости от аватарок», когда смена ролей и игры в новые сущности вызывают
раздражения от переедания анонимностью в сетях с ее калейдоскопом масок и
выдуманных для себя «имэджей».
Добавьте сюда технические
проблемы отслеживания и своевременной реакции фасилитатора на невербалику
участников групповой коммуникации, которые к тому же «вживую» не видят и не чувствуют друг друга.
Плюс к этому идут совсем другие инструменты отслеживания активности членов
группы на онлайн-платформе , цифровые
способы передачи эмоционального заражения и энергетики фасилитатора,
которые определяют вектор групповой динамики.
Решения этих задач, порой столь
неожиданны и непривычны, что чувствуешь себя «сталкером» из романа братьев
Стругацких, который проник в «зону», где не действуют привычные нам физические
законы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий