вторник, 20 декабря 2011 г.

Логические схемы обоснования выборки в качественных исследованиях

Дорогие коллеги!
Рождество и Новый год - это время дарить и получать подарки.

Я благодарю всех участников нашей "школы-студии качественных методов исследования" за все 7 лет их проведения  в Москве, Иркутске, Саратове, Самаре и С.Петербурга и всех организаторов этих занятий за  неравнодушное отношение к поиску новых форматов обучения основам ремесла социолога и подготовки полевых исследователей.

В качестве моего скромного новогоднего подарка примите нашу новую разработку логической схемы обоснования выборки в качественном исследовании методом интервью, которую я давно обещал, но никак не мог решиться представить в тексте, и все же благодаря всем вам мне удалось кое-что похожее на нашу давнишнюю задумку сделать.
Какая была задумка?

В количественных исследованиях проблема выборки давно представляет собой техническую  задачу. В качественных - это все еще область острых дискуссий, болевая точка для критики достоверности результатов исследования.  Иными словами, продуктивная и обоснованная  "выборка" в качественном исследовании это особое искусство социолога, где много  зависит от его интуиции, опыта, профессионального мастерства и удачи.

С конца девяностых, когда мы с Е. Ковалевым предприняли первую попытку написать текст о той разнице, что написано в книгах по методам исследования, и  что самом деле происходит в "поле" ("Кач.метододы в полевых соц. исследованиях", М. 1999), и как к этому можно подготовиться, нам стало понятно, что нужны иные форматы обучения начинающих "полевиков" и иное содержание описания методов качественного исследования.

Стало очевидно, что первой задачей было выделение из искусства проведения индивидуальных и групповых интервью, наблюдения, разработки программ, ключевых вопросов, гипотез и анализа данных,  тех конкретных  элементов ремесла, из которых  складывается это искусство.
Казалось бы, они содержаться в многочисленных учебниках по методам исследования, но факт остается фактом, начинающие социологи много знают как проводить исследования, но мало умеют это делать. Понятно, что текст описания самого метода это небольшая часть всего процесса обучения, нужны специальные "методы по обучению методу" в виде занятий по овладению навыками и умениями их применения, т.е. нужна "школа".


Однако, несмотря на то, что такая "школа" была создана и показывает неплохие результаты в плане обучения ремеслу социолога, описать, то что там происходит представляет довольно специфическую и сложную задачу.
Например, действительно  удалось выделить около трех десятков элементов ремесла , которые можно заметить  практически во всех проявлениях индивидуального мастерства социолога, начиная от социологической постановки цели и задачи, установления доверительных отношений с респондентом, "отбором случаев" и интерпретацией данных и создать систему занятий по переводу их в навыки и умения. Но большинство попыток описания этой системы выглядели неубедительно, т.к. часть происходящего на занятиях не поддается адекватному отражению в тексте. Необходимо было усиливать формализацию процедур, что противоречит самому "духу" качественного подхода.  

Перед вами текст, где предпринята попытка разрешить это противоречие. Понять насколько она удалась это для нас очень важно, т.к. те, кто прошел  занятия в нашей "школе-студии" по "выборке", данный материал выглядит как "инструкция пользователя"  (они уже знают о чем идет речь и закрепили свои представления работой "за длинным столом", самостоятельно убедились в возможностях и ограничениях  этой схемы). Но, как воспримут этот материал те, кто не был на наших занятиях? Можно ли с его помощью объяснить суть подхода и повысить профессиональные навыки социолога по части конструирования выборки в своем исследовании?

Поэтому мы выставляем наши разработки в открытый для всех доступ в надежде, что современный формат  коллективно-сетевой работы по созданию новых технологий ("открытый источник"), которая оправдала себя в создании программных продуктов и операционных систем, здесь тоже не подкачает. Цель- создать новый формат обучения базовым элементам ремесла социолога в виде "онлайн школы-студии" по качественным методам исследования.

В дальнейшем планируется  поместить для совместной разработки новых форматов обучения участниками нашей "школы-студии" и всеми добровольцами такие "элементы ремесла" как "гипотеза в кач. исследовании", "ключевой исследовательский вопрос",  "поддержание интереса к теме исследования ("зависимость от поля"), "как узнать и использовать свой индивидуальный стиль исследователя", "компетенция и компетентность исследователя перед респондентом", "описание вместо оценки", "что считать кодом" и т.д. 

Еще раз благодарю всех, кто принимал участие в разработке модуля занятий школы-студии "Выборка" и применял нашу схему в своей работе.

Б-г все видит. Давайте жить так, чтобы ему было интересно. :)
Удачи, здоровья и творческих успехов в Новом году!

Ваш И.Ш.

Комментариев нет:

Отправить комментарий