пятница, 27 января 2012 г.

О социологии как творческой профессии (соц.байка)

      Недавно, довелось пообщаться с группой волонтеров из числа старшеклассников и студентов. Был удивлен их единодушию по поводу того, что социология - это профессия творческая, а опрос, интервью, работа со стат.данными - это так, как санитарка собирает анализы у больных.   Вот потом, "настоящий социолог" будет "смотреть", "делать выводы", "объяснять"....
     Всегда думал, что соотношение элемента творчества и рутины в социологии не больше и не меньше, чем в других профессиях, не важно, относятся ли они к творческим или не творческим. В связи с этим. вспомнилась не столь давняя история. Диалог воспроизвожу по памяти, примите как байку.

     Один из моих коллег, активно занимающийся  исследовательской деятельностью неожиданно предложил мне поработать в его центре, хотя бы временно.
      Я был озадачен, т.к. года два  назад он гордился тем, что он наконец-то избавился от «балласта» сотрудников «без огонька в глазах», которое остановились в своем творческом росте, «погрязли в рутине». Теперь, с удовлетворением говорил он тогда,  в его проектах сплошь молодые амбициозные люди, стремящиеся к творческому росту, постоянно выдвигающие новые идеи и т.п.
     И в чем дело, спросил я его. Ответ показался мне забавным. Знаешь, сказал он, сейчас, когда у меня все творчески выросли, выяснилось, что работать некому.
     Дело не в нехватке исполнителей, их найти не проблема, а в исследователях, которые представляют социологию как возвышенное занятие по созданию новых теорий и концепций, оригинальных интерпретаций, ярких выступлений на симпозиумах, написание «нетленок» и т.п. Все силы уходят на попытки понять,  как это сделали наши корифеи и повторить их успех.
     Ну, ответил я ему, это же то,  что тебе было надо. Это здоровые научные амбиции и т.п., чем плохо?
     Ты не понял, сказал он, я не против амбиций, но мне нужна от них самая простая и самая основная вещь – желание и умение находить и объяснять взаимосвязи между фактами, а для этого самостоятельно копать и копать первичку, пока не докопаешься. Если очень повезет, тогда тебе и симпозиум и книжки, Мне кажется, что они это не понимают или не любят копать или их научили представлять наше дело как именины интеллекта. ….
      Вот ты всегда при встрече  какие-то дурацкие  байки травишь  о том,  как лазил по полям, с кем встречался,  что спросил, что ответили, что понял и не понял, а не где на какой тусовке был,  как там выступил, где напечатали …. . 
       Я как-то не нашелся с ответом. Мне всегда казалось, что я про все это тоже охотно говорю, мне не безразличны и выступления и публикации.
Ну, что же, в таких случаях есть универсальный ответ  - так уж сложилось. Однако, действительно забавно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий