К инструментам замера потенциала социальной активности личности
(новогодние методические разработки)
Типа гипотезы
В последнее
время в соц.сетях наметился устойчивый тренд публичной рефлексии коллег по
поводу своих достижений за прошедший год. Эти списки «славных дел», снабженные
фотоматериалами и ссылками поражают как количеством, так и качеством. Сравнение с собственной «историей успеха»
может привести читателя к унынию и формированию комплекса
неполноценности.
Среди практик
сохранения своей самооценки, которые можно прочитать в комментах читателей постов
и блогов выделяется «термодинамическая
модель», с помощью которой объясняется способность «активиста»
раздвигать время суток. Иначе, многие читатели
не могут объяснить, как он одновременно может вести десяток проектов, работать
на нескольких работах (не формально числясь), писать статьи и книги, не
вылезать из командировок, но при этом находить возможности для общения с
друзьями, посещения культурных мероприятий, спорту, уделять внимание семье и
детям и т.д.
Суть
«термодинамической модели» состоит в том, что энергия у человека одна и ее
количество определено при рождении. Следовательно, возможности распределения зависят от ее запасов и топливе, с помощью которого она
вырабатывается для восстановления и пополнения. Метафорой служит «котельная»
или «электоростанция», которая обогревает различные объекты, к которым подведен
«свет» и «тепло». Размеры самой «котельной», на каком она «ходу», сколько
и что «греет» - является проективным индикатором самооценки индивида , как
«многостаночника».
Однако предложение
метафорической оценки своей энергетики из перспективы «котельной» в ряде случаев не является способом
сохранения самооценки («кому, что дано от природы»), а запускает механизм рефлексии переоценки
своих энергетических возможностей, резервов и даже ее реконструкции и
переоснащении. Также вызывает интерес, что часть продуктивных
«многостаночников» не считают свои «котельные»
ТЭЦами или АЭС, тем самым разрушая стереотипную гипотезу о природе их
феномена. Они указывают на технологии «экономии и сохранения тепла», выбора
«объектов-теплообменников», от которых они сами «заряжаются энергией», часть
ответов носит парадоксальный характер, например, « я трачу для «обогрева» немного энергии, не
особо напрягаюсь, потому что ничего особенного
не добиваюсь лично для себя «как обогревателя», ни славы, ни денег, мне
просто это интересно и кажется важным для потратить на это время». Это тоже не
укладывается в стереотипы обязательной целенаправленности, высокого мотива
саморазвития, менеджмента времени, проектного мышления и проч. Иная природа самоорганизации? Иные «конечные»
источники мотивации поведения, не связанные с фрейдовским концептом стремления
к удовольствиям и избеганию страданий?
Типа процедуры
Респонденту
задается три вопроса:
1)
«Ты успеваешь сделать столько дел. Для этого нужно
много отдавать энергии и тепла. Если бы ты представил себя «котельной»
(«электростанцией»), то какого размера, на каком топливе (воде, ветре, солнце)?
2)
Ты обогреваешь дом, район, село, город …?
3)
Как поддерживаешь ее в рабочем состоянии?
Типа просьбы от экспериментатора
Кто воспринял этот «эксперимент» больше, чем новогоднюю
шутку, может попытаться соотнести ответы с количественно-качественной
оценкой «списка истории успеха в прошлом
году как многостаночника» вашего респондента и поделиться со мной для возможности проверки
«типа гипотезы»)))
Спасибо всем, кто проявил интерес к моим скромным методическим усилиям.
С Новым годом! Творческих удач, благополучия и здоровья!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий