10 признаков междисциплинарной экспедиции : как увидеть слона целиком?
Большинство экспедиций, в которых
довелось участвовать с конца 80-х прошлого века назывались междисциплинарными. Практически
в каждой из них наступал момент, когда кто то из их участников многозначительно
и назидательно напоминал притчу о слоне и мудрецах, разглядывающих этого слона через свою отдельную дыру в занавесе, который его скрывал. Увиденные и не связанные друг с другом фрагменты его тела не давали увидеть слона целиком, что приводило в к ложному
представлению об этом животном.
Обычно это происходило в финале экспедиции, когда можно было услышать от ее участников, что у нас есть экономический, социологический, психологический, юридический , географический, архитектурный взгляд на город, но мы и не поняли, что этот город делает городом со всем своим своеобразием, отличающим его от других городов.
Иными словами, есть взгляды на город экономистов, социологов, урбанистов, антропологов, но нет целостного представления о том, что же он из себя представляет целиком для решения задач по его устойчивоve развитию. Например, есть отчет, где перечислены экономические и социальные факторы, влияющие на отток молодежи, но рекомендации словно написаны под копирку. Обязательно развитие туризма, производство натуральных продуктов и ремесленных поделок. Но обоснования, что именно эти активности повлияют на миграционные процессы носят общий характер.
Ключевым вопросом, который для меня до сих пор остается открытым, является понимание , что же повышает междисциплинарность в мультидисциплинарных экспедициях.
Получилось 10 признаков, которые, мне кажется, можно считать основными. Хотя их может быть и больше или, наоборот, можно из них выделить самые важные.
10 признаков междисциплинарности экспедиции
1 1. Цели и задачи экспедиции, требующие междисциплинарного подхода и обоснованием почему именно эти дисциплины привлекаются. Однако, дело не сколько в формулировках , а в том кто разрабатывал программу план экспедиции. Участвовали ли в этом совместно все дисциплины, включенные в исследование. Какую общую для всех задачу они решают? Совместная разработка программы исследования делает хороший старт для превращения рабочую группу полипрофессионалов в междисцициплинарную команду.
3. Руководитель или заказчик, обладает навыками междисциплинарного подхода (умеет работать с разнообразными данными и специалистами разного профиля).
4. На каком этапе экспедиции подключаются разнопрофильные специалисты. Как решается вопрос «спутниковых и подспутниковых" исследований.
5. Необходимое и достаточное время на все этапы экспедиции. До поля в поле и после поля. Опыт показывает, что для междисциплинарного исследования, кроме времени, затраченном на разработку программы и плана экспедиции, нужно время для нахождения общего языка ее участниками, представляющие разные дисциплины.
6. Достаточное количество встреч группы для передачи личностного (неявного) знания по Поллани, по рабочим и нерабочим поводам. Критическая масса этих встреч дает возможность сформировать горизонтальные связи для того, получить представление о способе мышления экономиста, юриста, социолога, психолога и т.д., а также для координации действий членов экспедиции. Здесь важны традиции и ритуалы этих встреч.
Перефразируя известное высказывания военных стратегов, ни один план экспедиции не выдерживал первого столкновение с полем. Поэтому коррекция планов неизбежна и важно, чтобы в этой коррекции участвовали все дисциплины включенные в проект.
7. Найдено ли поле междисциплинарных парадоксов, когда очевидно, что данную задачу в рамках данной дисциплины решить нельзя. Это "поле" проявляется в количестве и качестве вопросов специалистов разного профиля друг к другу.
8. Уважение к экспертным знаниям и умениям между участниками экспедиции. Принцип равноправия относительно всех участников экспедиции. Выделение ведущих и вспомогательных специалистов делает проект мультидисциплинарным.
9. Как выглядит отчет, какие там разделы, каким образом произойдет синтез первичной информации из разных источников, чтобы он выглядел, как междисциплинарный, а не сборником статей разных специалистов на данную тему.
1010. Есть ли в экспедиции инструмент, который можно назвать междисциплинарным, т.е. сложно сказать к какой дисциплине его можно отнести. Например, "бюджетное интервью". Методика представляет собой классический бюджет семьи, где каждый раздел снабжен вопросами, уточняющих источники доходов и причины расходов, скрытый смысл экономического поведения домохозяйства. Часто он выглядит громоздко и неуклюже . Это , как правило, дань необходимому компромиссу, обусловленному особенностями задачи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий