четверг, 15 ноября 2012 г.

Круговая цикличность практики качественного полевого социологического исследования

Дорогие коллеги,
Спасибо за интерес к нашей затее с онлайн или видео курсом в Шанинке.
Проект, мы надеемся, должен стартовать после Нового года. Объявление о начале работы и условия участия будут размещены на сайте Шанинки.

Я уже говорил, что этот блог для меня является своего рода инструментом изучения того, что интересует коллег в качественных методах и кому это интересно, а не способом самовыражения (хотя, это тоже важно, но здесь другая задача). Поэтому контент отражает эти интересы, т.е. текст появляется тогда, когда накапливаются схожие вопросы или комментарии.
Поэтому такая частота появления и такие темы. Такой вот эксперимент.

Я извиняюсь, что пока не могу поместить подробное описание фаз круговой цикличности практики полевого исследования (такого рода работу я быстро делать не умею). Скажу только, что это результат анализа полевых дневников "шанинских" сельских проектов за период 1990- 1994 гг. , а также исследований латентных групп (потребители наркотиков, ВИЧ-инфицированные и т.п.), а также полевые записи впечатлений от работы с участниками вооруженных конфликтов в Чечне (1997-1998 гг.). Особую ценность для анализа представляли видео записи "длинных столов" на курсах качественных методов исследования в ЦСПО при ИС РАН ("кухтеринские курсы") за период 2009-2012. Огромное за это спасибо сотруднику ЦСПО Владиславу Бойко за качество записи и внимание.

А для тех,  кто уже последовал призыву  Роберта Парка  "испачкайте ваши руки в настоящем исследовании» (такой вот привет от Чикагской школы 20-х прошлого века), могу только перечислить эти фазы, которые неизбежно проходит полевой исследователь, и которые следует учитывать при его подготовки и непосредственной работе в поле и после него:


1. Предполевая эйфория или страх перед полем: исследовательский «кураж»  и «мандраж».
2.     «Шок от реальности поля»
3.     Кризис адаптации к полю
4.      Адаптация и ассимиляция с полем
5.     «Фаза сухого остатка» («аналитический шок»)
6.    Презентация результатов
7.     Идея нового поля

Комментариев нет:

Отправить комментарий