понедельник, 7 января 2013 г.

Библейская классификация полевых исследователей

       Благодарю всех, кто проявил интерес к моему скромному блогу в 2012. Спасибо за вопросы и комментарии по различным аспектам применения качественных методов и полевой работе исследователя-социолога. Благодаря этому в блоге появляются новые темы, дополняющие наш "Практикум полевого исследователя".
       В качестве поздравления и пожеланий в связи с  новогодними и рождественскими праздниками хочется, сохраняя стиль контента блога, сгенерить что-то занятное и одновременно полезное для нашего общего дела.

Как выглядели ветхозаветные интервьюеры?
      
Библиографические поиски истоков понятий, парадигм и способов классификации, которые использует исследователь, иногда приводят его к библейским текстам, где он с удивлением обнаруживает, что он не только не оригинален в своих подходах, но и то, что инструменты анализа талмудических мудрецов вполне можно использовать и сегодня.

     Например,  в Устной Торе (Мишне) дополнением к четвертому разделу является трактат Пирке Авот (Изречения отцов). Это не только собрание этических норм и нравственных поучений, но там можно найти  своеобразные классификации учеников и учителей, людей задающих вопросы и воспринимающих ответы.  Некоторые из них, мне кажется, вполне подходят для классификации полевого исследователя в ситуации интервью.

     Я попытался и в результате получилась довольно занятная, на мой взгляд, классификация интервьюеров. Судите сами:
1. "Интервьюер - губка".  Все, что говорит респондент принимает на веру, без уточняющих вопросов, комментариев, даже если это не относиться  к теме исследования. Внимательно и сосредоточенно записывая все, что говорит респондент, побуждая его к развернутому ответу. Противоречия, явное искажение фактов, необычные суждения- все впитывается "собирателем нарратива" (в оригинале -"вбирает в себя все"). Задача не упустить ничего, все зафиксировать, потом "после поля"  отделить нужную информацию от "мусора".
2. "Интервьюер-воронка". Пропускает через себя все не задерживаясь ни на чем.  Его задача задать вопрос и зафиксировать на бумаге или диктофоне ответ, расшифровать и отдать "аналитику" (в оригинале- "принимает с одной стороны и выводит с другой").
3. "Интервьюер-фильтр". Особое внимание уделяется  ярким многозначительным высказываниям, "говорящим примерам", необычным оборотам речи, которые вписываются в "концепцию исследования", подтверждают первоначальные гипотезы и проч.  Практически нет попыток понять подлинный смысл ответа, особенно, если он не соответствуют  картине устройства мира интервьюера.(В оригинале - "пропускает вино, удерживает осадок")
4. "Интервьюер-сито". Заточен на получение ответов на ключевые исследовательские вопросы, релевантные теме исследования. Переспрашивает непонятное, уточняет, комментирует, добивается прояснения смысла ответа просьбой привести примеры или факты. Не дает далеко уклониться от темы, иногда  возвращается к уже заданным вопросам. Внимателен к неожиданным для себя ответам, особенно к тем, которые разрушают его первоначальные представления и гипотезы исследования. (В оригинале -"пропускает мучную пыль и удерживает муку")
     
     Лично мне доводилось попадать во все четыре кластера этой библейской классификации. О чем это говорит? Что человек, задающий вопросы и внимающий ответам не меняется в веках?
И все же, больше хочется в поле быть "ситом" или "губкой", если позволяют обстоятельства. Чего и вам, дорогие коллеги, в Новом году от всей души желаю.

Искренне ваш
Илья Штейнберг  


Комментариев нет:

Отправить комментарий