При моих не очень частых встречах со студентами три вопроса преследуют меня как повторение одних и тех же событий у героя фильма "День сурка". Это противопоставление количественных и качественных методов с вопросом, "что же лучше?"; "сколько нужно респондентов для глубинного интервью?" и "как идти в поле без гипотез?".
Я уже писал, что в качественном исследовании, тот, кто говорит, что идет в поле без гипотез, либо признается в наличии синдрома раздвоения личности, одна из которых временно впала в кому, а другая только родилась на свет и поэтому обладает "незамутненным взглядом ребенка" и сознанием как "чистый лист", либо просто указывает на опасность предвзятости, необходимость рефлексии устоявшихся представлений и критичного к ним отношения, либо сам не понимает, что говорит.
Особенно забавно видеть человека, который гордо заявляет, что идет в поле без гипотез, одновременно предлагая обсудить его вопросник (гайд), который он подготовил для респондента. Попробуйте придумать 20 вопросов, за которыми не стоит не одна гипотеза и вы поймете, что столкнулись с клиническим случаем.
Но я бы хотел поговорить не об этом, а об особенности самой гипотезы и ее функции в качественном исследовании.
Гипотеза – это вероятность события или
явления.
Г – это неполное знание. Мы делаем
предположение, что с большей или меньшей вероятностью, это событие произойдет
или не произойдет, что изменение в поведении объекта исследования пойдут в определенном
направлении и т.п.
Большинство определений научной гипотезы
указывают, что это предположение, которое выглядит непротиворечивым и вполне
возможным, т.к. оно опирается на уже имеющиеся знания и опыт исследователя, предварительное изучение предмета исследования, т.е. она как-то научно обоснованна.
Но вот парадокс. Почему-то самые интересные
исследования, которые мы проводили, имели самые
маловероятные и необоснованные гипотезы.
Сейчас, в одном из проектов, где я помогаю «поставить
исследование», нацеленное на выявление природы «волонтеров снизу», это еще раз нашло подтверждение. "Волонтеры снизу" - это одно из
обозначений неформальной самоорганизации
населения для безвозмездной деятельности
по решению жизненно важных проблем. В данном случае - это объединение активистов в отряд для поиска пропавших детей, стариков и т.д.Противоположным примером будут волонтеры для олимпийских игр, которые "сверху" мобилизованы, отобраны, обучены, управляемы и т.д.
Интересна судьба одной из маловероятной
гипотезы о том, кто по каким причинам идет в такие
объединения. Звучала она так: «пристроить
свою собачку, которую ежедневно выгуливаю для полезного дела». Наш «длинный стол» на
этапе «до поля» со смехом занес это предположение в протокол «идей для развития
креатива участников». Это категория
появилась у нас из методик « мозгового штурма», где самые
безумные идеи могут натолкнуть на мысль, породить полезные аналогии и проч.
Однако развитие дальнейших событий показало,
что тема «пристроить свою собачку» в
мотивировках реальных участников поискового отряда встречается довольно часто,
что побудило вернуться к протоколу и взять эту гипотезу для проверки. Выяснились действительные интересные вещи из
практики «поисковиков». Оказалось, что «собачки, одновременно нужны и не нужны»,
что не очень понятно с т.з. здравого смысла.
«Собачки, то нужны, но лучше бы без хозяек,
которые создают больше проблем в поиске пропавших, чем реально помогают». Т.е
нужны специально обученные собаки и кинологи со спец. подготовкой. Без этого в
лесу и на болотах нередко приходиться искать уже эту «даму с собачкой», а не
только тех, кто был целью поиска.
Это выводит на серьезную социальную проблему
волонтерства – подготовку кадров, требования к отбору в общественные организации, которые
по определению должны принимать всех желающих без ограничения, т.е. быть
открытой (без фильтра на входе) и безмасштабной системой. Устройство взаимодействия
с профильными гос.учреждениями (МЧС, УВД, ЛПУ) и т.д.
Вот и выходит, что в исследовании на этапе «в
поле»самое интересное , есть самое маловероятное на этапе «до поля» , т.е. подготовке к нему. А мы
зачастую являемся свидетелями довольно тривиальных предположений на грани «доксы", а от моловероятных гипотез сурово отворачиваются и, что самое печальное, их не фиксируют в протоколе исследования. .
Я согласен, что для социологического
исследования гипотезы могут выглядеть довольно скучно, особенно в
количественных. Но почему это надо делать в качественных, где гипотеза – это лишь
отправная точка исследования, «дебютная идея». Зачем убивать интерес к исследованию,
не успев «отплыть от берега», проверяя то, что "и ежу понятно".
Исследователь заточен на преодоление
вероятности с помощью силы доказательства ее возможности или «энергии
заблуждения», как говорил Лев Толстой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий