четверг, 15 сентября 2016 г.

Западня «академизма» в глубинных интервью для прикладных исследований



     Есть академический канон проведения интервью. Ему слепо доверяют, как эталону в исследованиях, которые  к академическим никакого отношения не имеют.  Например,  когда интервью используется для изучения поведение покупателя сантехники,  клиента гостиницы или избирателя перед выборами кандидата во власть,  в головах устроителей интервьюирования прочно сидит схема научного академического исследования. Это   предполагает  подробную  расшифровку записей интервью, «пилоты» вопросников, ведение полевых дневников, специальную подготовку интервьюеров, требования фиксации вербалики и невербалики респондента, обоснование выборки, выдвижение и проверку гипотез и проч.  

    При этом упускается из вида, что в научном исследовании  интервью является лишь одним из инструментов для решения другого класса задач, которые в прикладном никогда не ставятся. Как правило, задача  интервью в  штатном академическом исследовании – собрать первичные данные для того, чтобы пересмотреть существующие теоретические представления в свете новых фактов или описать и понять природу нового явления. Выводы таких исследований нельзя напрямую использовать для увеличения продаж, совершенствования работы с возражениями клиентов, понимания мотивов устройства на работу и т.п.

   Интервью в прикладных исследованиях, которое попало в западню «академизма»  пытается сохранить его видимость, имитируя основные процедуры.  Достаточно посмотреть, что происходит в «поле» на самом деле, чтобы  убедиться, что «прикладники» действуют не  по «уставу».

   Вот, навскидку, некоторые нарушения  «уставных» требований к данному методу сбора данных:

1.      Полевые дневники не ведутся ни до поля, ни в поле, ни после поля, как требует академический канон качественного исследования. Вместо них краткие пометки в бумажных или электронных «блокнотах». Можно условно считать полевым дневником у интервьюера, то, что он записывает основные моменты интервью сразу после его завершения или через полчаса, например, но не более того, как рекомендуют опытные полевики. Есть даже рекомендации, где вместо подробных расшифровок, с которыми непонятно , что потом делать дальше, советуют записать все, что запомнилось и это будет самым важным для написания отчета по результатам.

2.    Работа с полной расшифровкой интервью в прикладных исследованиях тоже  встречается не часто. Как правило, это связано с способами анализа результатов интервью. Вспомнил случай,   когда исследователь для понимание особенностей корпоративной культуры организации внимательно изучал полные транскрипт глубинных интервью с сотрудниками для процедуры, которую он называл «дискурс -анализом», хотя это было больше похоже на контент-анализ, что, мне кажется, более оправдано, т.к. для дискурс-анализа более подходит формат свободного интервью.
Чаще всего можно наблюдать экспресс-метод обработки результатов интервью, когда исследователь обращаясь к своим записям в виде «пометок о важном», находит соответствующие им частив аудио или видео записях, прослушивает их и, при необходимости, транскрибирует или делает «вольный перевод». 


3.     Подготовкой интервьюера в виде «репетиций интервью»,  тем более «шлифовке» формулировок вопросов в пилотных интервью, если кто и занимается, то в не в силу традиции прикладных исследований, а вопреки ей.  Постоянно, сталкиваешься с утверждением, что подобные «пилоты» гайда , кроме напрасной траты времени ничего не дают, все равно после первого интервью вопросы  надо «рихтовать» или менять.

4.    Вопросы к респонденту в интервью, (если не используются готовые методики),  рождаются не как следствие работы с гипотезами, вытекающими из теоретических концептов, а добываются из креативной головы исследователя, который выжимает из себя до полусотни вопросов к «покупателю», действуя по принципу, «что бы еще спросить, чтобы лучше узнать». Из них, выделяются несколько основных, которые разбиваются на тематические блоки и служат ключевыми вопросами темы. В ходе беседы они уточняются подвопросами, развиваются в зависимости от собеседника.


5.     В отличие от академического исследования в прикладном вопрос: «Сколько интервью будет достаточно?», решается ситуативно и интуитивно, все зависит от отпущенного на интервьюирование времени и бюджета исследования. Даже, когда говориться магическая фраза, что «30 интервью будет достаточно», на деле это намерение редко реализуется.

Много раз наблюдал, что для «прикладника» особенно важными являются первые 5-10 интервью, которые позволяют представить, « о чем думают люди» и создать первичную типизацию клиентов или составить представление о разнообразии обыденных практик . Большое количество интервью (есть такое мнение) выводит на сложные модели и слишком схематизированные типологии, которые мало чем полезны для практического использования, т.к. слишком далеко отрываются от реальной жизни.

6.    В академическом исследовании  интервью – это исследовательская процедура с целью получить данные релевантные целям и задачам исследования. Оно только внешне напоминает беседу, но, по сути, имеет с ней общего не более, чем сбор анамнеза при приеме у врача, интервью журналиста, допрос свидетеля следователем, консультацию психолога или исповедь у священника.  Для практических задач понимания мотивировок пользователя товаром или услугой можно видеть, как интервьюеры стремятся перевести такую беседу в формат разговора «за чашкой кофе», т.е. чем меньше это будет напоминать «процедуру», а больше «живое общение», тем лучше («ничего не заменит живое общение, которое позволяет человеку раскрыться»).

       Хотя «академики» тоже стремятся действовать при сборе данных «мягко и неформально», но они в большей степени скованы требованиями к надежности, валидности и достоверности методики исследования, ее научной обоснованности.  

    Вывод сделать не сложно,  надо понимать, что интервью в прикладном и академическом исследовании решает разные задачи, из чего исходят различия в соблюдении процедур интервью. Это одна из причин, почему в прикладных исследованиях не приветствуется самодеятельность в изобретении методик выявления потребностей покупателя, характер отношений к товарам и услугам, потребительской ценности продукта и проч., а предпочтение отдается известным и проверенным  способам сбора и анализа первичных данных.


 


   


  







Комментариев нет:

Отправить комментарий