вторник, 6 декабря 2016 г.

Что в исследователе не контролируют власть и деньги?

Вопрос о том, чего не могут в исследователе взять под свой контроль власть и деньги, хотя, кажется, что они могут все и  дело только в их размере, задается на "длинном столе" с целью обратить внимание на две "опции" исследователя, которые нельзя построить (купить или добыть в готовом виде), а надо выращивать. 

1. Отпущенная природой мера таланта в своем ремесле.
2. Страстное желание, сильная потребность, идущая изнутри личности, которая позволяет    заниматься этим ремеслом ради удовольствия от самого процесса.  

Часто это называют любовью к своему делу. Многие из тех, кто достиг вершин в своей области деятельности, говорили, что без любви к своему ремеслу невозможно достичь настоящего величия. Например, так считал Стив Джобс.  Но мы можем наблюдать, что одной бескорыстной любви недостаточно. Нужна еще и мера таланта, за который предмет твоей привязанности ответит взаимностью.  

Переводя на приземленный язык методов освоения ремеслом, это - мера проявления неспецифических навыков, как фундамент для построения  навыков специфических. Например, такой важнейший специфический навык в социологическом исследовании, как социологическая  проблематизация целей и задач исследования строится на способности объяснять поведение человека,  исходя не из индивидуальных особенностей участников изучаемого социального феномена (к примеру, кооперации или конкуренции в любых активностях), а  из внешних социальных фактов, которые на них влияют. Милс называл это социологическим воображением. 

Когда и каким образом у будущего исследователя формируется социологическая картина мира, где подавляющее большинство людей ведут себя так, как это диктуют внешние обстоятельства, мы можем только догадываться. Но вот за это неуемное любопытство к поиску "правил соленного огурца" в социуме (это, когда попав в рассол, все огурцы, независимо от своих сортов, размеров и т.п., становятся одинаково соленными), социология дарит ему свою любовь в виде возможности их увидеть и понять суть этих правил. 

Эти неспецифические навыки развиваются точно также, как развиваются другие природные задатки, т.е. специальными  упражнениями и опытом применения  в решении конкретных задач. Важно, чтобы они присутствовали в той мере, что их было нетрудно обнаружить. 

Однако, здесь есть барьер, который представляет собой специфический навык, который имеется у  наших слушателей и проявляет себя в определенных обстоятельствах. Этот поведенческий навык проявляется в  удивительной изобретательности преодоления любых препятствии в достижения цели  в обход, используя все возможные законные и не очень законные способы.

Кака это проявляется за "длинным столом". Для пояснения этих двух ограничений власти и денег, я предлагаю представить ситуацию, что вам дают 10 миллионов рублей и скрипку Страдивари для того, чтобы вы через год победили на  конкурсе Чайковского, тогда получите еще столько же, а нет, то отправитесь в узилище на срок, где год равен незарабртанному вами миллиону.  Вы можете нанять лучших педагогов, будете день и ночь "пилить" на инструменте (внешняя мотивация есть), но через год, если вы не сказочный самородок, довольно сомнительно, что вы сможете "выпилить" первое место, хотя, вероятно,  научитесь играть весьма недурно. 

Вот, что интересно. еще ни один "длинный стол" в нашей "школе-студии" не прошел без предложения участников добавить еще "миллионов", чтобы "купить" первое место. Причем, это практически первая реакция на этой кейс. Ни разу я не услышал, что первой реакция была бы, что это невозможно. Это наводит на невеселые  мысли о том, сколько талантливого нашего народа тратят свой интеллект на поиск обходных путей решения задач, даже там, где это не нужно или гарантированно не поможет. Какой за этим стоит опыт  достижения целей не благодаря. а вопреки?! А как мы знаем из теории,  навык возникает от многократного применения и постоянной шлифовки данного умения на практике.   Богатая же нам выпала практика, если мы довели навык почти до автоматизма))))) 










Комментариев нет:

Отправить комментарий