воскресенье, 9 июля 2017 г.

Памяти Алексея Гражданкина: заметки из тундры


Как-то не сложилось у меня  познакомиться с Алексеем покороче. Все мое общение с ним было "по делу". Обсуждение какого-то ТЗ для исследования, какие-то мимолетные встречи в Левада-центре, на конференциях, вот пожалуй и все. 

Но странен мир идей и дух витает, где хочет. Порой бывают необъяснимые совпадения, когда из информационного пространства тебе вдруг и в нужный момент приходит поддержка твоим мыслям от коллеги по цеху, которые сам не можешь выразить, но чувствуешь, что они важны, хотя не вписываются в «тренды»,  не соответствуют принятым взглядам и "теориям". В общем, понимаешь, что будешь не понят ни "коллегами по цеху", ни "заказчиком". 

Так вот, сижу я над транскриптами интервью и своим полевым дневником после экспедиции на Ямал, силясь вникнуть в смысл того, что услышал и увидел. Чем больше вникаю, тем больше приходят мысли, которые надо гнать из головы, иначе "заказчик" отчёта в срок не увидит, потому что они уводят в "философическую заумь" - страшного врага "эффективного проектного менеджмента".

Соцсети вместе с печальной вестью об уходе Алексея Гражданкина из жизни, приносят  его поддержку мне в моих методических страданиях  в виде  давней беседы Алексея с Леонидом Блехером, размещенным Дмитрием Рогозиным в МНЕТИ, с говорящим названием:" Получается, мы их берём обманом".

Поразительно, как точно Алексей попадает в смыслы ситуации с КНС (коренными народами севера) и проблематикой тундры, хотя разговор был в 2000г. Именно, такие же  мысли о наших методических подходах и наших интерпретациях в полевом исследовании меня посещали, когда слушал поселковых и тундровых ненцев, глав администрации, врачей, учителей, выпускников школ-интернатов, бывших чум-работниц, рыбаков о волнующих их проблемах и житье-бытье в Арктике.

К примеру, то, что он называл  интеллектуальным насилием, когда  через «постановку человека в иные условия жизни, через воспитание его детей», через направление по определенному пути его ставят под флаг "блага прогресса» .

Вот у меня полевой материал, где ответы респондентов ставят вопрос о том, делает ли этот прогресс счастливее данный конкретный народ? Много фактов подтверждают его замечание, что « количество знаний и вещей не увеличивает количество счастья».

Ведь одно дело услышать известное всем, что "многие знания- это многие печали", а другое увидеть результаты всеобщего среднего образования в тундре, когда бездумно или формально программы " с земли" переносят на кочевое население. 

Ненец в переводе- это "настоящий человек". Является ли оседлый житель тундры " настоящим " с  точки зрения кочевников?  "Освоение Арктики" много важного и полезного принесло КНС - это дома с удобствами, школы, клубы, спортзалы, интернет, сотовую связь, сан.авиацию, снегоходы, овощи и фрукты ... , но что забрало, кроме отчуждённых под добычу углеводородов земель? 

Не об этом ли  их упоминания об воспитании иждивенчества, об утратах чувства меры в природопользвании и "природном компасе" - безошибочном чувстве верного направления пути? 

15 лет назад Гражданкин задавал себе  те же самые вопросы без ответа, что встают при интерпретации моей
 " первички":
·         Как выполнить завещания Вебера не загонять кейсы в собственные ценностные рамки? Как осознать свою субъективность? 
·         С чего я взял, что имею  право обозначать их уклад жизни как отсталый?
·      Как быть и как действовать в их интересах, когда у тебя нет уверенности, что ты понимаешь их интересы

Последний вопрос особенно тревожит. Потому что ты
реально сталкиваешься с другим способом мышления, а
не зная языка, поневоле  навязываешь свои понятия через
вопросы и получаешь ответы, которые могут не иметь к
их реальности отношения. Действительно, как отмечал
Алексей,  получается, что исследуешь сам себя.

Вот опять поймал сам себя, читая транскрипт интервью, что пытаешься в интервью подменить  их интересы, которые плохо понимаешь, интересами «заказчика», которые хорошо понимаешь и разделяешь по части «сохранения и развития культуры коренных народов Севера», компенсации ТЭКом ущерба экологии и проч.


Вот еще  важное, на мой взгляд, методическое замечание, что для понимания респондентов с иной картиной мира , "интеллектуальный способ"  может быть не продуктивен. От исследователя, практикующего в основном количественный подход, да еще в условиях «фабрики опросов», эта позиция для меня была неожиданной.

Для тех, кто проводит в поле длительное время, использует междисциплинарный подход, в частности этнографический, этот тезис крайне важен. Потому что эмоциональный интеллект гораздо древнее интеллектуального, более универсален в плане коммуникации с представителями иных культур. Иначе, как бы нам были близки и понятны поступки героев Шекспира или Льва Толстого.

Я уверен, что мы должны научиться работать с "эмоциональным инструментом", включая и развивая свой эмоциональный интеллект. У меня много примеров, когда спрашивая о чувствах, я точнее понимал смысл ответа, чем когда спрашивал " о вашем мнении или что вы думаете".

Например, вопрос оседлым ненцам о  том, радуются ли они бурному строительству домов и благоустройству поселка, как правило, вызывал ответы амбивалентного содержания. А на вопрос, что думаете по этому поводу, ответов негативного содержания практически не было. 

Узнав, почему часть моих респондентов не радуется получению  благоустроенного жилья по программе переселения из ветхого, я стал лучше понимать многие вопросы внутренней жизни поселка и того, что имели ввиду мои респонденты в разговоре со мной.


Спасибо Вам Алексей Гражданкин и светлая память.







Комментариев нет:

Отправить комментарий