среда, 23 февраля 2011 г.

Заметки о 4-ой Байкальской школе социальных исследований 2010

Занимательная социологическая орнитология «по байкальски» (заметки о Байкальской школе социальных исследований 2010) .

Недавно, получил в подарок от Жана Радвани, директора франко-российского центра трогательный фильм Тима Рожанского о 4-ой Байкальской школе социальных исследований, устроенной на острове Ольхон, что в центре Байкала, горячо любимом мною иркутским ЦНСИ и названной выше французской организацией по сближению наших культур.

Хорошее, сделанное без пафоса документальное кино как ничто оживляет память. Мелькнули кадры «острова чаек» и я вспомнил свою ассоциацию, которая меня тогда на миг позабавила и, которую я мигом забыл в калейдоскопе новых впечатлений (Байкал, как известно, место, где есть чему впечатляться).

Контекст рождения ассоциации такой: Нам для проветривания мозгов, утомленных содержательной программой школы, устроили прогулку по Байкалу на прогулочном катере. Проходили мимо острова, населенного колонией чаек. По плану туристического маршрута полагалось кормить чаек специально припасенными кусками хлеба. Приглядевшись можно было увидеть, что они принадлежат к разным видам. Они не столько отличались по размерам и цвету, сколько поведением, своими криками, способами ловли подачек туристов. Один самый крупный вид как самолеты- истребители носились над нами, пытаясь на лету поймать куски хлеба, которые мы кидали с борта, другие пикировали на воду, куда эти куски падали, третьи, помельче, даже приспособились нырять за ними, а четвертые, так и остались на своем островке, безразлично наблюдая со скальной высоты за суетой собратьев по добыванию корма, очевидно презирая попрошаек.

У меня возникла ассоциация, что участники Байкальской школы были на этом Ольхоне тоже своеобразной колонией птиц, , не похожей на местные виды своим поведением и своим курлыканием. Как будто-то бы они существа из другого мира, но не от мира сего, потому что этот мир они знают не только как его обитатели, умеющие как все вокруг страдать и наслаждаться, драться и умирать, но и как его исследователи, пытающиеся понять, как он устроен и зачем именно так.
Даже, если это их «курлыкание» подчас было невнятно, неуклюже, когда вместо адекватных теме звуков приходилось хлопать крыльями ( я увидел себя в этом фильме постоянно размахивающим руками, мне явно не хватало слов для выражения мыслей), сразу понятно, что эти птицы другого полета (не в смысле высоты и дальности), просто они не для этих скал, не для этого озера. Вообще, это перелетная стая. И подумал, а куда полетят дальше эти птицы и зачем, и где собственно их Дом. Если они разлетятся в разных направлениях, по разным кафедрам своих вузов и будут сидеть там, как тоскливые дятлы, долбя студентам диктанты, на тему социология религии, молодежи, политики, организации, то они вроде бы и не стая и не одного вида.
С другой стороны, если они будут там курлыкать «по байкальски» и мечтать о другом полете, то это уже история про гадкого утенка, который уже увидел своих лебедей.
А может, они там уже у себя имеют свой «маленький Ольхон» или начали его выращивать, тогда Ольхон – реальное ежегодное место встречи перелетных птиц «одного полета»?
Вот такая занимательная социологическая орнитология рождается под влиянием магического воздействия Байкала :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий