четверг, 18 февраля 2016 г.

Симптомы профессионального выгорания социолога в качественном полевом исследовании


     Осенью прошлого года на конференции в Ставрополе  мне задали вопрос о последствиях длительной полевой работы с информантами, находящимися в трудных жизненных ситуациях (неизлечимые заболевания, утраты близких, участие в локальных войнах, нац. конфликтах, хроническая бедность и безработица).  Я  тогда не успел ответить, извините.

     Но недавно этот вопрос повторился уже в Саратове, но в ином ключе. Суть вопроса была в том, что рассуждения социолога о выгорании – это пустая бравада из серии « и наша работа вся на нервах». «Выгорают» врачи, социальные работники, спасатели, учителя, психологи, т.е. «помогающие профессии». А с чего «выгоратьсоциологу », когда он «просто интересуется», не пытаясь помочь, потом сидит в кабинете и пишет тексты?».

     В принципе, мой ответ на этот вопрос изложен в Социология: 4М. № 27 Штейнберг И.Е. Профилактика «профессионального выгорания» в полевой работе социолога и в нашей книжке «Качественные методы. Полевые исследования» (2010).  
    Суть ответа  в том, что применение таких инструментов, как глубинные интервью и включенные наблюдения, в ряде случаев, действительно может привести к развитию синдрома профессионального выгорания у исследователя. Вот цитата из статьи:
«В принципе, любое глубинное интервью может нести в себе угрозу эмоционального истощения для исследователя, если респондент приводит примеры из своей жизни, связанные с глубокими переживаниями. Например, это присуще интервью, где фокус исследовательского интереса  находиться в прошлом, где перед исследователем последовательно разворачивается эмоционально насыщенная картина трагических событий истории  жизни респондента. Так, в полевом дневнике исследователя, который брал интервью у очевидца событий голода в Поволжье и раскулачивания начала ХХ века, есть запись: «Я не могу больше этого слышать. Нормальный человек не может долго слушать о голодных смертях женщин и детей, о людоедстве, доведенных до безумия людей  и т.п. Чужая память волочится за тобой как ядро на цепи каторжника. Не можешь отцепиться от этого. Все ужасно и то, что они вспоминают и как они это вспоминают. Ловишь себя на том, что избегаешь вопросов на эти темы или как будто не  слышишь их слова. Если бы не диктофон, мало бы что запомнил и записал. Лучше пусть о свадьбах, о битве за урожай, о кормах , грибах, пьянстве и …»  (Одно из сел Поволжья, 1991г).
В этой дневниковой рефлексии исследователя  важно отметить несколько  моментов, которые способствуют его эмоциональному выгоранию:
 1) Ключом к памяти респондента о событиях многолетней давности чаще всего является сильная эмоция. Интервьюер осознанно или бессознательно оживляет эмоциональную память.  Рассказы  о прошлом в устной истории наполнены эмоциями не только в словах, но и в жестах, интонациях, слезах и смехе или долгом молчании, в особом выражении  глаз, и еще в чем-то, что  невозможно описать словами. Если такие эмоции заряжают «волны памяти» респондента отрицательной энергией, то они буквально «накрывают и смывают» интервьюера, особенно, если в истории его жизни или в судьбе его семьи было, что-то сходное.  
2) Вторым фактором выгорания является диктофон. Проблема в том, что в поле исследователь, как правило, стремиться сразу расшифровать диктофонные записи, если позволяют условия. Таким образом, он многократно воспроизводит и закрепляет психотравмирующие воспоминания. 
3) Следующий фактор, провоцирующий выгорание – это тема интервью и общий социальный контекст, который включает место проведение интервью, значимость темы для респондента и т.п. Есть в полевой работе такие темы, раскрытие которых небезопасно для респондента и для исследователя, где  степень достоверности данных  имеет достаточно ощутимую  для исследователя цену. За «понимание другого» он платит моральным и физическим дискомфортом в процессе вживания в иную среду,  изменением своего образа жизни, необходимостью принятия зачастую чуждых  ему представлений и ценностей своих респондентов. Он должен свыкнуться и с незавидной ролью наблюдателя,  когда ситуация требует вмешаться, принять чью-то сторону, кого-то защитить и т.п.»

Одним из основных  симптомов «выгорания» во врачебной или психотерапевтической практики является «деперсонализация», т.е. превращение пациента из человека как личности, с его болью, надеждами и проч.,   в объект для профессиональных манипуляций. Выражается по-разному, иногда трудно заметить, но иногда «уши торчат» конкретно. Например, это «черный юмор» врачей («- Доктор, я вылечусь?  - А смысл?»), который с удовольствием произноситься и одобрительно воспринимается коллегами.
 Но разве у наших интервьюеров не бывает «черного юмора»?  Вот из недавнего «орнитологического черного юмора социологов» (я такие вещи, стараюсь записать в ПД, когда становлюсь свидетелем): «Говорят, что слово не воробей. У меня бывают такие «информанты», что у них слово – это не воробей, а сова с запором желудка!!!»  Коллега развивает тему: « А у меня чаще – «сорока с поносом». 
Вспомнил другие образцы «черного юмора», которые коллеги употребляли в отношении респондентов. Не знаю, никогда не спрашивал об их происхождении, то ли они сами их сгенерили, то ли подчерпнули из анекдотов, которых я не слышал. Это не важно, важно, то особое удовольствие, с которым их повторяют сами авторы, а потом и их собратья по цеху.
Вот пара из них: « Я чувствую, что еще десяток интервью с ними и я стану убежденным сторонником абортов» (исследование в «социально уязвимых группах»). А вот пример после биографического интервью с близким родственником известного ученого: « Я, конечно, слышала, что на детях природа отдыхает, но на нем природа отдохнула по полной, просто ее любимое место отдыха.»    В одной из наших рабочих групп по теме профилактика ВИЧ-инфекции среди инъекционных потребителей наркотиков (ПИН) в ходу была такая байка, которую непременно рассказывали новичкам. 
«Молодой интервьюер после 3-х интервью с ПИНами идет нетвердой походкой с помутившимся взглядом, явно напоминая своих «раскумаренных» респондентов и видит бывалого полевика, который вдвое его старше и после 6 интервью вполне веселого,  довольного собой и жизнью: «Коллега, вы вдвое меня старше и вдвое больше интервью с ними провели, а я всего по полчаса  каждого  послушал и уже никакой?»  Ответ ветерана: « Батенька, да кто же их слушает! Включи  диктофон, зачитывай вопросы и все дела».  
Вот это «да кто же их слушает» - признак деперсонализации.
Желаю вам всем здоровья.
    



Комментариев нет:

Отправить комментарий