среда, 1 февраля 2017 г.

Барьеры для виртуальной фасилитации процессов групповой динамики на онлайн-платформе.

            Проблемы переноса методов фасилитации групповой работы на онлайн-платформах из практики ведения психотерапевтических групп, которые опираются на теоретические концепты Биона (тевистокские группы), Pichon-Riviere (оперативная группа, Ялома  (группа интерличностной терапии), В. Шютц (группы встреч), учебные группы Бенниса и Шепарда, С. Фолкес (групповой анализ), методики психодрамы Морено, системная группа Агазарян и т.д., напоминает попытки растопить печь одними спичками.

Спички быстро сгорают, а тепла  (читай, групповой динамики), как-то маловато.  Участники групповой онлайн-коммуникации теряют интерес, скучают и уходят. Эмоциональная и интеллектуальной вовлеченность участников онлайн-группы , скорее неожиданная и необъяснимая удача,  результат интуитивного прототипирования сценария ведения онлайн сессии.

Наши исследования в области методов виртуальной фасилитации для  создания геймифицированной онлайн-платформы, предназначенной для группового решения различных задач в сферах образования, бизнеса и общественных инициатив, выявило ряд барьеров для использования методов управления групповой динамикой в онлайне.

Одна часть барьеров относиться к  вопросам попыток переноса психотерапевтических методов фасилитации в социологию, маркетинг, консалтинг и проч.  Другая, к особенностям онлайн-среды для фасилитации.    

Психотерапевтическая группа опрокинутая не в «клинику» помощи при психических расстройствах  личности, а в решение «нормальных» учебных, производственных, маркетинговых или социально значимых задач нуждается в механиках переноса, транспонирования и глубокой адаптации или, как сейчас принято говорить, « в умении заточить под задачу» .

Пример, это перенос метода клинического интервью К. Роджерса на метод глубинного интервью в социологии.  Частота случаев, когда интервьюер в глубинном интервью сбивается на «лечение» респондента от психотравм и прочих «ударов судьбы»,  пытается выступить в роли психотерапевта, показывает, что эта методическая задача все еще актуальна. А ритуальное нытье по поводу «профессионального выгорания» интервьюеров, говорит о несовершенстве их подготовки по части удержания себя в рамках своей компетенции.

Потому что отклик на психотерапевтический запрос респондента в социологическом исследовании   требует профессиональных навыков проведения клинического интервью в формате психотерапевтической сессии.  Это не опция в смартфоне, которую можно произвольно включить или отключить, нужны специальные навыки, чтобы ненароком не «включить» доморощенного психоаналитика, а если уж он «включился», то знать, как правильно и вовремя его  «выключить».  

Что-то похожее происходит и в виртуальной фасилитации, когда попытка использовать проверенные практикой «ледокольные упражнения», дестериотипизацию,  и различные психологические игротехники и задания, направленные на мобилизацию, рефлексию опыта, погружение и переживания, не встречает ожидаемого отклика группы и не достигают поставленной цели.

Попытка переноса механик управления групповой динамики в дижитал-фасилитацию, по крайней мере, удваивает сложность решения этой задачи. Например, техника работы фасилитатора, направленная на решение задач участниками группы  «здесь и теперь»,  в виртуальной группе при удаленном и асинхронном режиме работы превращается  в « где-то там» и «когда будет время», а соотношение пространства «публичности  и приватности» в группе по сравнению с «реалом» весомо перемещается в сторону неконтролируемого масштабирования приватности.  

Деролинг сталкивается с проблемой «усталости от аватарок», когда смена ролей и игры в новые сущности вызывают раздражения от переедания анонимностью в сетях с ее калейдоскопом масок и выдуманных для себя  «имэджей».  

Добавьте сюда технические проблемы отслеживания и своевременной реакции фасилитатора на невербалику участников групповой коммуникации, которые к тому же  «вживую» не видят и не чувствуют друг друга. Плюс к этому идут совсем другие инструменты отслеживания активности членов группы на онлайн-платформе , цифровые  способы передачи эмоционального заражения и энергетики фасилитатора, которые определяют вектор групповой динамики.

Решения этих задач, порой столь неожиданны и непривычны, что чувствуешь себя «сталкером» из романа братьев Стругацких, который проник в «зону», где не действуют привычные нам физические законы.


    

Комментариев нет:

Отправить комментарий