вторник, 14 февраля 2017 г.

"Объективная реальность" в качественных исследованиях и теорема Геделя

       Постоянно приходиться общаться с коллегами, которые считают, что поскольку они погружены в «жизненный мир» респондента, то они с помощью глубинных интервью и наблюдения видят «факты, как они есть».  Мне становиться грустно, когда на вопрос о том, почему ты выбираешь качественный подход  для своего исследования, слышу, что «это же не анкетки раздавать, а общаться с людьми вживую».

     Увы, то, что мы «вживую» беседуем с людьми или наблюдаем за их поведением, никак не означает, что мы «вживую» видим реальность. Даже когда у респондента нет никаких причин быть в интервью неискренним и он максимально заинтересован говорить то, что он на самом деле думает, чувствует, делает, то, что он видел  и слышал – эти «факты» могут не подтверждаться в интервью с другим «честным очевидцем» этих событий.  

     В отличии от многих моих коллег по «качественному полю», которые слышат в интервью истории «для чужих» и иногда «для своих», мне доводиться слышать истории «для себя».
Истории «для себя» мне рассказывают мои клиенты, страдающие химической, игровой или компьютерной зависимостью в клиническом интервью (мое первое образование -клиническая психология и я стараюсь сохранить практические навыки, проводя, по мере возможности, консультации в ЛПУ).

    Вот, казалось бы, эти «респонденты» пришли ко мне сами, они понимают, что чем они будут более точны и подробны в описании своей «реальности», тем я лучше смогу им помочь. Анонимность здесь гарантирована не мифическими обещаниями, что «это только « научных целях», ваш ответ будет представлен в «обобщенном виде», а конкретно законом о «врачебной тайне».

    В большинстве случаев, сравнивая результаты интервью с клиентом и беседу с его родственниками, мы видим, что имеем дело с разными «реальностями» даже в изложении фактов.  Например, клиент может что-то забыть, может для сохранения самооценки исказить факты, просто иначе их воспринимать и т.д.

    В социологическом исследовании  мы изучаем «реальность» моделями восприятия , которые разрушаются под напором новых моделей, которые построены на фактах, которые не объясняют старые. «Реальность фактов» - это тоже миф, иначе теорема Гёделя была бы давно опровергнута. Теорема математика Гёделя гласит, что любая система аксиом не полна. Суть в том, что, как бы мы не старались создать совершенную модель (в нашем случае модель социального феномена, поведения субъекта в группе и т.д.)  всегда найдется факт, который не удастся ни доказать, ни опровергнуть, находясь в рамках все той же модели.

    Мне кажется, что это важно учитывать в интерпретации «социальных фактов» собранных качественными методами. Ведь тут речь идет не только об ошибках восприятия, как в концепте когнитивного диссонанса или тотальной ошибкой восприятия, когда свое поведение трактуется из перспективы объективных причин, а чужое из свойств личности субъекта. 


Исследователь в поле находиться в рамках своей модели, респондент – своей.  Обычно, инструкция гласит, что интервьюер должен отрешиться от своей модели восприятия и попытаться понять модель "картины мира" респондента, развивая свою эмпатию и прочею проницательность. А что, если их интерпретация фактов совпадает, то значит должны совпадать модели. Эти общие модели, возможно, более интересный феномен с т.з. того, как возможно общество, чем причины, почему не совпадают. Впрочем, это зависит от целей и задач исследования.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий